Международный проект «ГлобалЛаб».
«Глобальная школьная лаборатория» (www.globallab.ru)
Сегодня ГлобалЛаб — это обучающая среда поддержки
преподавания любого естественно-научного курса: "Окружающий мир",
"Естествознание", "Природоведение", "Биология",
"География".
Проект ГлобалЛаб был задуман его научным руководителем и
автором, Борисом Беренфельдом, более двадцати лет назад. Однако технических
возможностей Интернета в 90-х годах оказалось недостаточно для полной
реализации проекта.
В 2007 году проект пришел в Россию и изначально
разрабатывался как программа поддержки курса «Естествознание» для 5-6 классов.
Постепенно к проекту присоединялись участники из 7, 8, 9 и даже 10 классов, а
также команды, состоящие из учеников начальной школы.
Одна из основных идей
проекта заключается в том, что если школьники в разных частях земного шара
будут выполнять согласованные наблюдения и измерения по стандартному протоколу,
а потом смогут сравнить и проанализировать совместно полученные результаты, то
вместо традиционного пассивного получения знаний из учебников или от учителей
школьники перейдут к активному конструированию знания: они будут участвовать в
процессе получения данных, самостоятельно выявлять закономерности и «открывать»
существующие законы, возможно, даже совершать настоящие небольшие открытия на
материале своих опытных участков.
Какие задачи решает проект:
· Формирование у
школьников интереса к естественным наукам.
· Облегчение
подготовки к аттестации.
· Внедрение
исследовательских подходов в процесс обучения.
· Освоение ИКТ в
связи с решением исследовательских задач.
· Формирование
целостной научной картины мира и демонстрация межпредметных связей в самом
широком диапазоне.
ГлобалЛаб обеспечивает учителей и учеников:
· Методиками исследований;
· Возможностью размещать результаты своих исследований в
виде отчётов, таблиц, карт и графиков в доступной участникам проекта базе
данных;
· Возможностью сравнивать на одной карте или на одном
графике данные наблюдений и измерений, проведенных на опытных участках разных
школ;
· Возможностью обсуждать ход и результаты конкретных
исследований на форумах проекта.
Например, если
школьники в разных частях России или мира измерят температуру воздуха или
температуру кипения воды, а потом введут результаты измерений в общую базу
данных – мы получим массив данных, которые интересно анализировать, делать
различные выводы и обобщения. Так как у каждой команды в проекте есть привязка
к широте, долготе и высоте над уровнем моря, можно обсудить климатические зоны,
обсудить вопросы: "Почему может отличаться температура воздуха, измеренная
у соседних школ?", "Везде ли одинакова температура кипения воды?
Почему нет?" и т. д.
Благодаря своей
структуре и функциональности, ГлобалЛаб в полной мере отвечает требованиям
нового Федерального государственного образовательного стандарта и наполняет
формы, очерченные ФГОС, практическим
содержанием.
Основная часть
проектов ГлобалЛаб согласуется с большинством утвержденных программ и
учебников, но в связи с установкой на развитие межпредметных связей допускается
использование дополнительного (сверх программы) материала и возможность
опережающего освоения отдельных тем школьной программы. Кроме того,
исследования опытного участка (экологические, ботанические и географические)
проводятся в соответствии с сезонными изменениями в природе.
Участвовать в проекте ГлобалЛаб может любой класс, кружок
или команда. Участие в проекте
бесплатное.
Для участия в проекте
не требуется никакого специального оборудования. Достаточно, если хотя бы время
от времени у учителя будет компьютер, проектор и выход в Интернет.
Чтобы присоединиться к проекту «Глобальная школьная
лаборатория», необходимо зарегистрироваться на сайте ГлобалЛаб
www.globallab.ru. Нажав на ссылку "Присоединиться”, заполнить небольшую анкету,
и через некоторое время на адрес электронной почты, указанный при регистрации,
высылается письмо с описанием дальнейших действий для завершения регистрации в
проекте.
Для работы в проекте учитель должен зарегистрировать хотя бы
одну команду.
Всем участникам ГлобалЛаб предоставлена полная свобода
выбора в том, чтобы решать, как именно строить свою работу. Модульная структура
ГлобалЛаб позволяет учителю самому решать, как и какие из предлагаемых в
проекте материалов использовать.
Полный курс ГлобалЛаб рассчитан на год. Он поделен на девять
этапов. Материалы каждого этапа состоят из отдельных мультимедийных
исследовательских модулей — МИМов. В МИМах помимо текстов, фото- и
видеоматериалов имеются электронные
таблицы для сбора, обработки и анализа результатов наблюдений, встроенные в
общую базу данных ГлобалЛаб, а также скачиваемые мультимедийные уроки (ММУ).
Используя "Каталог Проектов”, вы можете либо последовательно
выполнять все предлагаемые этапы и выполнить весь курс ГлобалЛаб целиком. Либо
выбрать отдельные МИМы в соответствии с вашим учебным планом.
Работать с мультимедийными исследовательскими модулями
(МИМами) можно прямо на сайте ГлобалЛаб. К МИМам прилагаются скачиваемые
материалы, с которыми можно работать в режиме «офф-лайн» после скачивания. (Учитель
может скачать уроки с сайта даже дома и принести их потом в школу на флешке или
диске). К большинству МИМов прилагаются страницы «Рабочего Журнала», которые
учитель может также скачать с сайта и распечатать, а затем раздать учащимся для
заполнения.
Для облегчения выбора исследовательского модуля МИМы
сгруппированы в девять этапов («Представление класса», «Выбор опытного
участка», «Описание опытного участка», «Процессы в природе» и др.).
Полный список этапов и МИМов вы найдете на странице
«Каталог» в главном меню сайта ГлобалЛаб.
Выбрав этап слева, в центре вы можете прочитать его краткое
описание и просмотреть рекомендованные сроки выполнения этапа.
Справа вы увидите список мультимедийных исследовательских
модулей (МИМов) данного этапа. Нажатие на название МИМа разворачивает его
краткое описание, а нажатие на кнопку «Просмотреть» под описанием переводит вас
на страницу МИМа.
Что «внутри» МИМа.
На главной странице каждого МИМа есть 8 закладок, а также ссылки для скачивания
информационных материалов и мультимедийных уроков, указанные ссылки приведены
также в блоке "Ресурсы".
«Описание». Краткое описание исследования на страницах сайта
с постановкой проблемы и иллюстрированными задачами.
«Глоссарий». Пополняемый толковый словарь модуля по теме
исследования.
«Ресурсы». Скачиваемые материалы. Каждый МИМ содержит
следующие ресурсы:
· Презентации — один или несколько мультимедийных уроков
(ММУ), содержащих необходимые теоретические сведения, иллюстрации и задачи,
нужные для освоения материала.
· «Рабочий Журнал» — страницы с таблицами для заполнения и
вспомогательными сведениями. Эти страницы нужно распечатать перед выходом на
опытный участок – таблицы и поля для рисунков этих страниц ученики заполняют во
время наблюдений на местности.
· «Учителю» —
методические материалы для учителя.
Помимо этих в некоторых МИМах есть дополнительные материалы.
1. «Наши Данные». Этот закладка выполняет две функции: место
для загрузки результатов, собранных в ходе выполнения данного МИМа и просмотр результатов исследований других
классов.
2. «Галерея». Здесь можно просматривать качественные данные
одного, нескольких или всех классов ГлобалЛаб.
3. «Результаты на карте». Просмотр результатов исследований
на Гугл-карте МИМа, которая отображает распределение тех или иных
характеристик, изученных школьниками. Можно просмотреть данные одного, нескольких или всех классов.
4. «Сравнить результаты». Просмотр и анализ количественных
результатов исследований. Когда ученики вносят результаты наблюдений и
измерений в таблицы МИМа, все результаты попадают в общую базу данных
ГлобалЛаб. Теперь внесенные участниками в таблицы данные могут быть
проанализированы для одного, нескольких или всех команд в виде графиков или
диаграмм.
5. «Форум». Ученический форум, посвященный исследованию.
Обязательными для участия в проекте ГлобалЛаб являются всего
четыре этапа (по существу, даже три, поскольку второй и третий этапы можно
объединить):
· Строим
глобальное сообщество школ (Этап № 1).
· Выбор опытного
участка (Этап № 2).
· Описание опытного участка (Этап № 3).
· Синхронный
экологический Стоп-кадр (Этап № 7).
Результаты работы могут быть представлены в виде презентации
(например, в формате MS PowerPoint), текстовым файлом (например, в формате
MSWord), в виде фотографий и их аннотаций, рисунков, аудио- и/или видеофайлов, а также таблиц с
результатами измерений.
Первый обязательный этап «Строим глобальное сообщество
школ». Заполнение географического паспорта класса.
По окончании регистрации нового класса на сайте ГлобалЛаб,
учитель один или вместе с командой может перейти к выполнению первого
обязательного этапа «Строим глобальное сообщество школ». Прежде всего нужно
заполнить географический паспорт класса, то есть загрузить в соответствующий
раздел на странице вашего класса на сайте ГлобалЛаб информацию о широте,
долготе, высоте над уровнем моря, на которых находится школа. Все операции по
загрузке материалов на сайт доступны только авторизованным пользователям.
Представление класса.
Представление команды может включать в себя фотографии,
рисунки, презентации, аудио- и видеофайлы. Обычно команды представляют
информацию о своем классе, школе, регионе. Можно предложить участникам провести
интервью со своими учителями, родителями, директором школы.
"Выбор опытного участка" и "Описание опытного
участка". Все ГлобалЛаб-команды выбирают для себя опытные участки –
участки земли, на которых они будут проводить исследования и наблюдения —
представляют на сайте полученные результаты и описания разных компонентов
(описание рельефа, растительного покрова, почвы и т. д.), обсуждают свои
результаты с коллегами по проекту, участвуют в дискуссиях.
Опытным участком может быть пришкольный участок или
ближайший сквер, парк.
«Синхронный экологический Стоп-кадр» проводится обычно 21
или 22 апреля. Это очень важный этап Проекта, в котором участвуют все члены
ГлобалЛаб. Суть его в том, что в один и тот же день (в день весеннего
равноденствия) и в одно и то же время (в полдень по местному времени) все
ГлобалЛаб-классы выходят на свои опытные участки и проводят одни и те же
экологические наблюдения. Поэтому это исследование называется «синхронным» и
«экологическим». А почему Стоп-кадр? Фотографии, сделанные во время этого
задания, сняты примерно в одно и то же время. Ученики размещают их в базе данных
ГлобалЛаб, создавая уникальную коллекцию фотографий, которые показывают, как в
разных уголках планеты природа отмечает смену сезонов.
Вся работа – объёмная, но очень интересная. Пробуйте. Удачи!
|